Районный интернет-форум для родителей «Дети-изгои. Психологические проблемы отвержения»
9-10 октября 2018 года опытные педагоги-психологи помогут найти ответы на такие вопросы: как помочь ребёнку не чувствовать себя лишним в коллективе? Могут ли взрослые специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих? И самое главное - как избежать травли и что делать, если ситуация критичная?
«Дети-изгои. Психологические проблемы отвержения»
Сообщений 31 страница 37 из 37
Поделиться12018-10-09 08:43:08
Поделиться312018-10-10 17:27:01
Я молодой классный руководитель. В классе появился ребёнок из неблагополучной семьи. Родители учащихся против его присутствия в классе. Как повлиять на отношение взрослых к данному ребёнку?
Поделиться322018-10-10 17:39:10
Я хочу быть лидером в классе, но поддержки одноклассников не нахожу. Что делать?
Поделиться332018-10-10 21:53:36
Мой ребёнок всегда в классе держится обособленно. Дома жалуется, что с ним никто не дружит. Что я должна делать в данной ситуации?
Поделиться342018-10-11 09:04:44
Я хочу быть лидером в классе, но поддержки одноклассников не нахожу. Что делать?
Все зависит от того какой год вы учитесь в данном классе. Если несколько лет, то в вашем классе уже есть лидеры или лидер, и сместить их (его) довольно сложно. Если вы в этом классе новичок, то осуществить ваше желание тоже будет проблематично. Если класс новый, тогда у вас больше шансов.
Для того, чтобы стать лидером одного желания мало, необходимо иметь следующие качества:
— гибкость поведения, развитые навыки общения;
— осведомленность и заинтересованность в делах школы и класса;
— инициативность, настойчивость;
— способность выполнять свои обязанности, обладание достаточным авторитетом для влияния на других учащихся класса.
Подумайте, обладаете ли такими качествами.
Чтобы измениться и развить свои лидерские способности, необходимо действовать последовательно и целеустремленно.
Создайте план. Его пункты должны быть четкими, понятными, основанными на конкретных пошаговых действиях. Любой план должен быть заранее выполнимым. Не нужно ставить себе недостижимых целей. Даже маленький успех приносит удовольствие и стимулирует новые свершения. На ошибках учатся, их не нужно бояться, но и заранее провоцировать провал тоже ни к чему.
1. Для начала подумайте о тех лидерах, которые вам нравятся. Определите, какие из их действий и личностных качеств помогли им достичь в жизни успеха.
2. Проанализируйте собственную личность, цели и способности. Затем подумайте, как преобразиться в представленный вами идеал.
3. Хорошо поработайте с вашей внешностью, имиджем и физической формой – это добавит вам оптимизма, энергии и уверенности в себе. Лидер должен принимать решения и действовать, одним своим присутствием заряжать окружающих уверенностью в том, что все будет хорошо в любой ситуации. Ему должны верить.
4. Улучшайте свои манеры и одновременно с этим учитесь быть своим в любой компании. В этом вам поможет тщательный анализ поведения как лично вашего, так и окружающих.
5. Не стесняйтесь прислушиваться и использовать удачные решения, но и не присваивайте себе чужого. Не бойтесь признаться, что вы неправы или чего-то не знаете. Все знать и все предусмотреть нереально. Это не уронит ваш авторитет.
6. Учитесь позитивно мыслить, то есть находить что-то хорошее в любой ситуации. В каждой проблеме заключены новые возможности, нужно только своевременно найти их.
7. Развивайте свои амбиции – лидера без них не существует. Подойдите к этому вопросу с позиции креативности. Не нужно идти по проторенным дорожкам, всегда можно придумать и воплотить в жизнь, что-то свое.
8. Проявляйте разумную инициативу, не бойтесь риска, но учтите, что смена вашего поведения сначала может быть воспринята не очень позитивно. Не все новое вызывает прилив энтузиазма, даже если оно гораздо лучше старого. Людям тяжело даются перемены. Не пренебрегайте теорией и не ленитесь обдумывать свои действия прежде, чем их совершить. Это придаст вам дополнительную уверенность в правильности ваших решений. Удачи!
Елена
Поделиться352018-10-11 10:06:19
Мой ребёнок всегда в классе держится обособленно. Дома жалуется, что с ним никто не дружит. Что я должна делать в данной ситуации?
Конечно, в таких ситуациях без помощи классного руководителя, а зачастую и психолога не обойтись, поэтому, прежде всего, сходите в школу и поговорите с ними, выясните причину неприятия детьми вашего ребенка и , не обвиняя окружающих, постарайтесь сделать все зависящее от вас, чтобы помочь решению проблемы.
Причиной насмешек со стороны сверстников могут стать медицинские проблемы у ребенка – заикания, тики, энурез, кожные заболевания, хронический насморк, поэтому их необходимо отслеживать и по возможности лечить.
Постарайтесь обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям и резко не отличаться от товарищей по классу – школьная одежда, форма для занятий физкультурой, канцелярские принадлежности.
Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Всячески способствуйте участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Если ваш ребенок робкий и застенчивый, помогите ему организовать общение, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.
Задача родителей – не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. Всего Вам хорошего!
Елена
Поделиться362018-10-11 10:54:47
Если в классе два лидера. И каждый старается быть лучше. Как поступать в данной ситуации?
Поделиться372018-10-11 15:38:31
9-10 октября в Новогрудском районе проведён интернет-форум для родителей «Дети-изгои. Психологические проблемы отвержения»
В последние годы факты психологического насилия в школьных коллективах становятся все более частым явлением. К сожалению, педагоги и администрация образовательных учреждений, не всегда точно знают, как работать с подобным явлением. Усилия родителей без поддержки со стороны педагогического коллектива в большинстве случаев оказываются тщетными.
Самой ужасной ошибкой взрослых в такой ситуации становится то, что ребенка, ставшего объектом травли, не просто оставляют один на один с проблемой, но и выставляют его самого виновником происходящего.
Так как же правильно реагировать на подобные факты, что можно и чего нельзя делать? Эти и многие другие вопросы обсудили родители, педагоги, а также все неравнодушные к проблемам отвержения в детских коллективах 9-10 октября на интернет-форуме.
В результате совместного онлайн-диалога пришли к выводу, что в любом детском коллективе неизбежно есть популярные дети и дети-изгои. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везёт меньше – их не любят активно. Они становятся объектом насмешек и травли со стороны одноклассников.
Учителям и родителям важно понимать, если в коллективе возникла травля, то это не проблема того, кто стал её объектом, это проблема всего коллектива. Поэтому работа должна проводиться со всеми, даже с теми, кто непосредственно травлей не занимается, но молчаливо наблюдает за происходящим со стороны.
Перевод ребёнка, подвергшегося травле, в другую школу – это, конечно, выход. Однако и в новом коллективе ситуация может повториться. Потому что «жертва травли» – это набор поведенческих и психологических характеристик, которыми обладает ребёнок. И все эти характеристики он унесёт и в другой коллектив.
Кроме того, удалив из класса объект буллинга, тенденция к психологическому насилию над кем-либо сама по себе у членов коллектива не исчезнет. Скорее всего, класс выберет себе новую жертву, так как безнаказанность таких аморальных поступков закрепляется в сознании детей как социально одобряемых. И потом уже подобное поведение такие дети могут демонстрировать и в адрес своих родителей.
Что делать родителям, если ребёнка отвергают.
Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребёнок, тем меньше вероятность, что он пожалуется на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребёнка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в школу поговорить с учителями об отношениях своего ребёнка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведёт ребёнок в классе после уроков или на перемене, на праздниках, проявляет ли инициативу в общении.
Обязательно предупредите учителя о проблемах ребёнка (заикание, тики, энурез, необходимость принимать лекарство по часам и т.п.) Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.
Необходимо обеспечить ребёнку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для урока физкультуры необходимы черные шорты, то не следует предлагать зелёные, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить.
Посоветуйте ребёнку изменить тактику поведения. Например, можно предложить вместо того, чтобы начинать плакать или бить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» - или начать смеяться вместе с ними.
Постарайтесь обеспечить общение с одноклассниками вне школы, приглашайте их в гости, устраивайте праздники. Необходимо всячески способствовать участию ребёнка в совместных поездках, внеклассных мероприятиях. Не спешите приходить в школу и лично разбираться с обидчиками, в любой конфликтной ситуации необходимо разобраться детально, поговорите с психологом, классным руководителем.
Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребёнка постоянно унижают и избивают – немедленно реагируйте. В первую очередь оградите от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Важно помочь ребёнку пережить полученную психологическую травму, поэтому, скорее всего его придётся перевести в другой класс или школу. Ребёнку нужно будет заново научиться не бояться сверстников и доверять им.
Роль учителя.
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников, пренебрежительные замечания.
Если по каким-либо причинам репутация ребёнка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий очень много знает о космосе и т.д.)
Необходимо избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроке. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники.
Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше всего избежать ситуации распределения по парам или командам для работы на уроке или участия в каком-либо мероприятии.
Из своей практики работы с изолированными и отверженными детьми могу с уверенностью утверждать, что во многом от модели поведения учителя зависит тактика поведения всего класса. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и способствовать преодолению стереотипа отношений в классе.
Не надо пытаться полностью оградить ребёнка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид, или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
Екатерина Кортасова,
психолог, методист Новогрудского УМК